EN

Наследие Уильяма Морриса

Наша современность – это информационные потоки. Они создают иллюзию многообразия выбора, затягивают нас в процесс потребления, склоняя менять один ширпотреб на другой.  Мы стремимся отделить искренние желания от эйфории бездумных покупок, внутренних блоков, социального мнения. В итоге, находим самое важное внутри себя, в единых для всех поколений ценностях, в природе и искусстве. Нас тянет к рукотворным вещам, созданным с душой и желательно в одном экземпляре. Это дает толчок к возрождению ремесленных традиции. Все чаще в интерьерах появляется деревянная мебель, на окнах живые цветы, на кухнях фермерские продукты и семейные рецепты. Мы возвращаемся к прогулкам пешком, велосипеду и  бегу, рукоделию по вечерам и бумажным книгам на полках. Все это уже было в истории в периоды бурного роста технологии и промышленного производства. Как никогда актуально обратиться сейчас к известному движению Arts&Crafts Movement - «Движению искусств и ремесел». Это художественное направление зародилось в Англии во второй половине XIX века в ответ на промышленную революцию, когда обиход наводнили сработанные по одному трафарету, обезличенные предметы.

Уильям Моррис  (William Morris) -  английский художник и поэт, дизайнер по ткани и мебели, оформитель книг, 
разработчик типографских шрифтов - стоял у истоков нового движения.



Моррис открыл миру художественные и философские трактаты искусствоведа Джона Рескина (John Ruskin), который, опираясь на этический принцип единства Красоты и Добра, утверждал, что предметное окружение общества свидетельствует о его моральном состоянии. Для Рескина понятие красоты  было неотделимо от понятий добродетели и верности природе. Познать истину для художника означало приблизиться к природе, подражая ей в своем творчестве.

Вдохновленный этой идеологией, Уильям Моррис основал "Движение искусств и ремесел". Всех участников движения  объединяло убеждение, что эстетически продуманная среда обитания человека - радующие глаз здания, искусно сработанная  мебель, гобелены, керамика - должны способствовать совершенствованию общества. Они искали гармонию в единстве природы, человека и искусства. Ядро движения составляли художники, архитекторы и ремесленники, объединенные верой в превосходство предметов ручного изготовления перед изделиями конвейерного производства. На небольших мануфактурах и в мастерских участники движения  возрождали витражную роспись, вышивку, ручное изготовление мебели, гобеленов и тканей. Они стремились вернуть красоту  в повседневный быт, а себе – утерянное ощущение радости от самого процесса труда.

Произведения сторонников "Движения искусств и ремёсел" характеризует внешняя простота и лаконичность форм. Изделия отличались естественной красотой, так как были выполнены из природных материалов, лишены помпезного декора и  вычурности викторианской эпохи. В самом простом виде декор повторял элементы конструкции — например, мебель украшалась узорами из деревянных шпунтов и колышков, а для тканей разрабатывались специальные природные орнаменты.



Разумеется свой собственный дом Уильям Моррис тоже спроектировал в соответствии с принципами «Движения искусств и ремесел». Все – от мебели до декора было сделано руками Морриса и его друзей.




Развивая эксперимент, начатый строительством Красного дома, Моррис в 1861 г. основал фирму «Morris, Marshall, Faulkner & Co.»  (впоследствии переименованную в «Morris & Co.»), выпускавшую обои, такни, витражи, шпалеры и мебель ручной работы. Использовавшая только квалифицированный ручной труд фирма имела успех, ее продукция быстро находила хозяев.



Несмотря на то, что «Движение искусств и ремесел» зародилось в Великобритании, вскоре оно завоевало признание в Европе, США и России. Его влияние привело к возрождению национальных стилей, развитию эстетики в изобразительных искусствах. Последователями движения была предложена концепция влияния искусства на жизнь общества, кроме того, оно стало предтечей модерна и самого понятия дизайн.

Теперь и мы вдохновились идеями Уильяма Морриса и предлагаем Вам сохранить гармонию с природой, окружив себя красивыми и живыми предметами интерьера.



Вернуться к списку статей